понедельник, 10 декабря 2012 г.

Скульптура


Армянская раннесредневековая скульптура представлена каменными стелами, орнаментальными и сюжетными рельефами IV—V вв.. Наиболее ранние — рельефы плит аркосолия усыпальницы армянских Аршакидов в Ахце, относящееся к 364 году. Сохранилась капитель мемориальной колонны в Касахе (около IV в.) и 2 рельефа конца IV столетия на фасаде собора Эчмиадзинского собора. Примечательны скульптурные изображения Богородицы, Григора Просветителя и др.. В целом раннесредневековая армянская скульптура представлена тремя основным школами — Айраратской, Таширской и Сюникской. Церкви V века отличаются скромной декоративностью. В VI—VII веках начинается новый расцвет скульптурного искусства (круглая скульптура и рельефы), отличающаяся богатством декоративных деталей, выделяются стилистические направления. Шедевром архитектуры и изобразительного искусства этой эпохи становиться храм Звартноц, построенный в 640—650-гг.. Появляются сюжетные фигурные рельефы (в церквях Птгни, Мрена), горельефные изображения ктиторов (Сисиан).
Развитию средневековой армянской культуры способствует восстановление в 885 году национальной государственности образованием Анийского царства. В вассальном подчинении от последнего находились армянские царства и княжества Васпуракана, Сюника, Ташир-Дзорагета, Хачена. Начиная с X века развивается традиция изображения на стенах церквей и монастырей ктиторов, в этой связи примечательны скульптурные портреты князей и царей с моделью храма в руках в Ахтамаре, Ахпате, Санаине и других. В церкви Гагикашен (начало XI в.) в Ани на фасаде стояла двухметровая статуя царя Армении Гагика I с моделью церкви. К средине X века относитяся рельефные изображения 12 апостолов в аркатуре барабана собора св. Апостолов в Карсе. В целом новый этап развития художественной культуры Армении связан с Анийской школой архитектурного и скульптурного искусства. Неотъемлемой частью этой школы являлось высокое орнаментальное искусство. Позднее в 1201 году при строительстве Аричаванка отмечается влияние Анийской школы скульптуры. Для скульптурного искусства X века особую ценность представляют также рельефы храма Ахтамар с изображением библейских сюжетов, фигур людей, птиц, зверей и т. д. Рельефная пластика XIII столетия представлена ктиторскими композициями (в Агарцине, Дадиванке), геральдикой (усыпальница князей Прошянов в Гегарде, 1283), скульптурами библейского а также мифологического содержания (Алджоцванк и Ованнаванк). Высокого художественного уровня достидает скульптурное оформление входов церквей. В XII—XIII вв. своего наивысшего развития достигает искусство хачкаров (каменных стел с резным изображением креста в орнаментальном обрамлении), возникший еще в IX веке. Шедеврами хачкарного творчества считаются хачкар 1291 года мастера Погоса в Гошаванке и хачкар Момика 1303 года. Более ранние памятники по композиции монументальны и строги, более поздние исполнены изысканно тонкой, «кружевной» резьбой.
Важное место в изобразительном искусстве времени занимают скульптурные декорации Нораванка (XIV в.), Нор-Гетика (XII—XIII в), церкви Тиграна Оненца в Ани. Для скульптуры XIV века важное место занимает школа Вайоц-Дзора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий